...Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!» (из чьего-то интервью)
И относительно предыдущего поста. Сюжет одной из короткометражек был приблизительно таким. Сначала показывают метро (явно европейское), потом приходит человек, весьма опрятной внешности, но одетый небогато, собирает и ставит пюпитр, ставит на него ноты, достает скрипку из футляра а сам футляр оставляет открытым и бросает туда немного мелочи. Потом он начинает играть. По ходу музыки этого человека показывают в разных местах, в основном на станциях метро, остановках автобусов и прочих людных местах. Где-то ближе к концу фильма этот же человек, но уже в дорогом фраке стоит на фоне темноты, потом подобные эпизоды еще несколько раз вклиниваются среди эпизодов из метро, а когда человек доигрывет произведение показывают огромный (и явно очень дорогой) зрительный зал, забитый полностью соответствующей публикой, который взрывается апплодисментами, и следом за этим показывают, как человек из метро собирается и уходит. Потом по экрану идет текст, в котором рассказывается, что ради поржать эксперимента один из лучших скрипачей мира в течении нескольких часов играл в парижском метро, за все это время он собрал всего лишь несколько евро. В тот же вечер он играл на концерте, билеты на который стоили что-то около сотни евро. (может я конечно чего и исказил, но общая суть такова)
К чему я все это рассказываю. Не далее, как в воскресенье вечером позвонила мне моя знакомая, начинающий журналист, и сказала, что в понедельник в Харьков приезжает какой-то всемирно известный фотограф, обладатель какой-то фотопремии "типа нобелевской, только в фотографии" и в полшестого будет перезентация его выставки в одной из наших галлерей. Она хотела взять у него интервью, а меня хотела попросить сделать к этому интервью несколько фотографий. Ну мне тоже интересно, чего ж это за фотограф такой, да и в то время свободен как раз, поэтому я согласился. Пришел значит в галлерею, зал там один и весьма небольшой, где-то пять на шесть. Я не сказал бы, что сильно забитый, но люди присутствуют, сидит этот фотограф и, как оказалось, презентует книжку, а не выставку. Книжка сделана по Харьковским фоткам, хоть он сам уже давно живет в Берлине.
Теперь собственно немножко о фотошедеврах. Вот представьте себе, у вас есть какой-то фотик, в общем не важно какой, главное, чтобы хоть что-нибудь более менее выдавал. И вот вы идете по улице, по нашей родной, с раскиданным мусором и грязью, и видите, как двое очень аутентичных бомжей тащат третьего, видимо сильно перебравшего и не менее аутентичного. Вы берете свой фотик и навскидку снимаете, не задумываясь особо, как там чего куда попадает, главное, чтобы бомжи в кадр попали (с единственной поправкой, что автоматический экспозамер сработал правильно). В самом общем случае вы получаете кривую фотку, где по краям влазят куски столбов, урн, чьих-то рук-ног, бомжи естественно расположены где-то в районе центра фотографии, хотя вовсе и не обязательно. А теперь предположим, что вы задались целью показать все убожество нашей жизни, поэтому вы специально ходите и фоткаете бомжей, упитых школьниц после выпускного, грязных бабулек, которые тащат бутылки в ближайший пункт приема стеклотары, какие-нибудь ржавые остатки какой-нибудь детской площадки, ну или просто, для оптимизму, каких-нибудь идущих по улице людей, можно вполне даже чистыхи аккуратных. Но самое главное условие - снимать навскидку, долго не прицеливаясь, можно даже вообще не смотреть, от бедра стралять, по-ковбойски. Вот где-то такое содержание было представлено в данной книжке, местами разбавленное фотками класса, "мы с друганами", причем у всех присутствующих на фото явно бомжевато-гоповатый вид. И еще несколько полуголых барышень аналогичного вида снятых так же. Причем фотки в книжке были представлены парами или тройками и автор, глобоко философски пояснял нам неразумным, что подразумевает каждая из фоток и почему конкретно эти две фотки были объединены в пару. (однажды кто-то из моих знакомых фотографов мне говорил, что хорошая фотография не нуждается в пояснениях). Причем иногда еще он вставлял замечания, что вот эту работу купили, а вот эту почему-то не хотят покупать, хотя лично он считает ее гораздо лучшей. И много-много пустого трепа относительно философии и философского взгляда, особого виденья и прочего подобного. Из зала время от времени звучали вопросы, смысл в которых заключался в одном "Нет, я не дурак, я вижу, насколько изумительны ваши работы". Мы с моей знакомой стояли и недоуменно переглядывались. В голове почему-то вертелась фраза "А король-то голый!".
В результате я его немножко пофотал, мужичок все таки весьма интересный с виду. А поскольку треп затянулся уж чересчур надолго, из зала прозвучали логичные вопросы типа "таких фото у каждого есть", и автор начал долго и нудно втирать, что мол у каждого может быть один-два снятых случайно шедевра, но он то фотохудожник, а поэтому у него шедеврами является абсолютно все, ну и дальше про особое видение, про идею и т.д. и т.п., то моя знакомая решила интервью не брать и ограничится просто статьей. (зная ее, я могу сказать, что делать вид, что она понимает всю ту "философию", она явно не хотела, а подойти с вопросом "что за бред вы нам тут втираете?" - это не сильно удачное начало для интервью).
Ну и немножко размышлизмов. В принципе есть такой жанр фотографии, который отображает негативные черты нашей жизни: бомжей, мусорки, коптящие заводы, войны. Не столь давно видел чью-то серию фотографий из Китая, которые наглядно показывали, что у них там творится с экологией и вообще с людьми. И эти работы действительно передавали те настроения, они действительно вызывали ощущение катастрофы. Помню работу, где мальчик стоит с киркой на фоне какого-то карьера, она сама говорит, что мальчику этому здесь вовсе не хорошо и он сюда работать пришел вовсе не для того, чтобы насобирать на виллу на берегу Атлантического океана. Тут даже без подписей и объяснений все понятно, но, поскольку серия была репортажная (обратите внимание, никакого фотохудожества), то была еще и подпись, что этот мальчик бросил школу в 12 лет и работает на карьере за два доллара в день, чтобы хоть как то помочь семье прокормиться. Но в случае этого всемирно известного фотографа из всей книжки взгляд остановился буквально на паре фоток, которые представляли из себя что-то законченное, относительно остального - у меня полно знакомых, которым фотик нужен, чтобы пьянки снимать... они снимают где-то так же. И в общем-то, если из их фоток выбрать чего-нибудь более менее и придумать глубокую философскую трактовку, которую заложил автор (который в это время с трудом стоял на ногах и вообще на кнопку спуска случайно нажал), то в общем-то можно издавать книжку... И зарабатывать кучу денег... Главное - подать правильно.